Стыдливый ребенок - сигнал для родителей

Стыдливость - особенность, характерная как для детей, так и для взрослых. Быть стыдливым - значит бояться общения, стыдливый человек видит в общении, особенно с незнакомыми людьми, угрозу. На сегодня в психологии распространена точка зрения, что эта черта формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребенка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.


Стыдливость может быть как выборочной, так и распространяться на все социальное окружение малыша. Одной из причин ее возникновения может быть занижена самооценка или неуверенность в себе. Считая себя хуже других, ребенок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и так ущемлено самолюбие. Способность к общению - это проявление коммуникативных особенностей личности. А они, в свою очередь, складываются: из желания заходить в контакт с окружающими, умения организовать общение, - слушать, сопереживать, решать конфликтные ситуации, из знания норм и правил взаимодействия с окружающими. Такой порядок в построении общения характерен для взрослых. У детей все наоборот - желание возникает лишь из знания правил и умения организовать общение. Часто детская стыдливость и замкнутость является следствием того, что ребенка просто не научили общаться. Но для этого нужно лишь приложить усилия, и главное - желание и понимание...


Если стыдливость не мешает жизни вашего ребенка - поэтому это не проблема. Возможно, это проявление особенностей темперамента - сдержанности, інтроверсії. Многие дети дают совет стыдливости, приобретая разнообразный опыт общения.


Но если стыдливость мешает самому ребенку - знакомиться, отвечать на вопрос учителя, сдавать устные экзамены, - тогда необходимо вмешательство. Своевременное и очень деликатное.


Я благодарна своему преподавателю профессору Воронову за одну из его гениальных фраз, которую в настоящее время использую в качестве девиз: «Нет хороших людей - есть люди, с которыми мне хорошо. Нет плохих людей - есть люди, с которыми мне плохо. Нет недостатков - есть то, что нас отличает друг от друга». Как, например, замкнутость, стыдливость, стыдливость. Любому отцу или матери (да и просто человеку) важно помнить и донести к своему малышу - мы разные, и мы имеем право на эту «разницу». Возможно, какие-то отличия нашего ребенка и нуждаются в коррекции и трансформации (заметим - не давления и переработки). Возможно, ей нужна просто адаптация к «окружающему миру». И стыдливость - опять-таки, не недостаток, а особенность проявления ее чувствительности, творческого архетипу, - только что раскроется ее творческий потенциал, появится и ощущение уверенности, в том числе и в общении. Роль родителей в значительной мере в этом и заключается - в подготовке детей к выходу в социальное пространство. А проявления стыдливости чаще возникают в семьях с гиперопекой, у родителей, которые реализуются исключительно в ребенке. И подсознательно «привязывают» ее к себе. Часто на психотерапевтическом приеме мамы проговорюються - «мы» ходим в садик, «мы» рисуем, «мы» научились... И здесь нужна работа именно с мамой, чтобы она наконец отпустила ребенка, дала ей почувствовать свое «Я». Ведь самостоятельности невозможно научить, ее можно лишь предоставить.


Существует теория, в соответствии с которой ребенок после шести лет должен «проживать» одновременно три социальных роли - группы. Например, школа, двор, кружок или секция, - в каждой группе она будет приобретать свой опыт, где-то будет ведущей, где-то ведомой. Поведенческий кругозор ребенка будет расширяться. Следовательно, она будет приобретать и навыки общения.


Также стыдливость оказывается в тех семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания. Где собственное чадо, как в прокрустово ложе, вгоняют в стереотип «идеального ребенка». Где ее недостатки (не принятые как «отличия») высмеивают и существует жесткая система поощрений и наказаний.




Я часто спрашиваю у родителей, которые любят их деть, о чем мечтают, что рисуют, что они, родители, любят в своих детях (заметим - не за что любят, а именно что любят). Чаще всего у взрослых эти вопросы вызывают смущение. Присмотритесь к рисункам своих детей. Еще в ХIX веке рисунок был назван «основным путем познания». В нем за желание вы сможете увидеть то, что ребенок хочет, но не может рассказать о своем состоянии. Есть очень простая методика психологического исследования - рисунок человека, себя. На приеме, играясь с маленьким пациентом, я делаю вид фотографа, который делает снимок «модели» (ребенка), и прошу потом эту фотографию нарисовать. Если фигурка человека слишком имела, расположенная где-то в углу, «около стенки», - это свидетельствует о том, что в данный момент (а любой тест отражает ситуацию текущего момента) ребенок неуверен в себе, стыдливая, стремится стать незаметнее... В таком случае необходимо приложить усилия, чтобы малыш почувствовал психологическую безопасность.


Если вы видите, что у вашего ребенка возникают трудности в общении, проанализируйте свое поведение, возможно, наступило время скорректировать методы воспитания. Сами оставайтесь в любых ситуациях, связанных с ребенком, спокойными, доброжелательными и невозмутимыми. Не называйте малыша стыдливым. Любой ярлык запускает определенную программу в нашем подсознании. Не сравнивайте с другими. Даже мысленно. Ребенок все равно почувствует, что не отвечает нарисованному вами «образцу». Результат - ощущение еще большей незащищенности и неуверенности.


В новом окружении ребенок может испугаться, попроситься на руки или ухватиться за вашу одежду. Не привлекайте к ее поведению внимания. Подождите, пока малыш почувствует уверенность, он сам отпустит руку или станет на ножки.


Стыдливые дети не любят сюрпризы - пытайтесь готовить их предварительно к будущим событиям, даже незначительным и, с вашей точки зрения, приятным.


Задействуйте все свои творческие способности - чаще забавляйтесь в рольові игры, играйтесь из пальчиковими или другими куклами. В сказке, театральной постановке отрабатывайте разные ситуации. Например, разговор в автобусе с кондуктором или поиск туалета в театре.


Совместно с ребенком (не при ней, а именно совместно) выбирайте для нее «ответственность» - например, за то, что в доме всегда будет хлеб, газета с программой и тому подобное, в зависимости от возраста. Это прибавит маленькому человеку ощущения значимости, повысит самооценку, будет развивать коммуникативные навыки, а к тому же она будет приобретать опыт операции деньгами.


Попросите у ребенка помощи - в вашем присутствии: узнать у прохожего, который час, вызывать по телефону такси, ответить на телефонный звонок или самостоятельно позвонить по телефону родственнику... Вообще полезно советоваться с детьми, но только в том случае, если вы готовы придерживаться их советов.


Будет замечательно, если вы подготовите домашний концерт с билетами, программкой, с несколькими приглашенными из ближайшего окружения зрителями. Главным актером, которого встретят аплодисментами, конечно, будет ребенок. Если малыш любит рисовать, можно устроить в коридоре галерею его работ...