ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Англичане начинают заниматься со своей детворой пением и плаванием уже в возрасте всего несколько месяцев. Американцы считают дикостью лупцовки детей, а за оставление малыша без досмотра в США даже предусмотрена административная ответственность. Японцы до пяти лет относятся к малышу как к королю, после пяти - как к рабу, а уже из пятнадцати - как к ровному. И хоть цель у родителей всех национальностей одна: воспитать из своего малыша достойного человека, методы во всех разные.

Под маминым крылом

Разница в подходах к воспитанию детей заложена даже в самом названии этого «процесса». Аристократические англичане говорят «to bring up а child», воспалительные итальянцы - «Allevare un bambino», прагматичные немцы - «Kinder grossziehen», россияне - «Воспитать ребенка», а мы, украинцы, говорим «воспитать ребенка». То есть для нас растить своего малыша значит оберегать его от всех неурядиц, «прятать» от недоброго глаза, тяжелой руки папы, надсмешек друзей и школьных неудач. Мы стремимся защитить его от всего мира, накрыть своим материнским крылом, и нам безразлично, кто и что об этом думает.

Задание английских родителей - «вырастить» ребенка, «поднять» или даже «подтащить» ее на тот уровень, когда она самостоятельно сможет стать на ноги, не нуждаясь в посторонней помощи. Поэтому и подходы к воспитанию у англичан более прагматичные. Английские мамы чрезвычайно терпеливы и могут несколько раз повторить малышу: «Нет, солнышко, нельзя так делать» и при этом мягко улыбаться.
А вот нашим северным соседям самым главным в воспитании виделось именно выкармливание ребенка, ее «воспитание». Они стремились, прежде всего, обеспечить свой малыш хлебом насущным, «вскормить». И не только они. Во многих индоевропейских языках слова на обозначение процесса воспитания первобытно тоже должны были значение «кормить, обеспечивать едой».

И до сих пор помню, как на лекциях по истории украинского языка мы изучали монофтонгізацію дифтонгов. Именно тогда нам объяснили, что слово «дети» - это производное от чего бы вы думали? ... от «доить»! И наиболее интересно, что сами родители подсознательно считают именно кормление малыш своей главной заслугой. Поэтому и говорят непослушному сынку или доченьке: «Я же тебя вырастила, я же тебя выкормила.» И, по-видимому, именно поэтому процесс кормления ребенка груддю мамами всего мира считается почти сакральным, как магический акт единения матери и ребенка.

Счастливое
детство по-корейськи

У каждой нации, как и у каждого ребенка, есть свой неповторимый «характер». Например, нам, украинцам, уж слишком часто упрекают избыточную пассивность и послушность. Но и ли странно это, ведь украинские мамочки змалечку приучали своих детей к послуху и повиновению. Только что малышня «взлезала» из пеленок, как ее уже начинали призвичаювати к несложной работе: пасти гусаки и утки, помогать по хозяйству. На стене в украинском (как, собственно, в российской и белорусской) доме всегда висел длинный ремень -, чтобы все члены семьи помнили, кто в доме хозяин, и уважали родителей.
Совсем другие взгляды на воспитание бытовали в странах Востока. Например, что бы вы сделали, если бы ваш малыш посрывал цветы на клумбе или перебросил горшок? Скорее всего, отколотили бы. А в Корее мама с папой могут только с упреком помахать ребенку пальчиком: но-но, мол, нельзя так делать! Там неугомонные создания ничем не ограничены в своих играх: им разрешено даже гарцевать по цветущим клумбам. Однако с пяти лет корейских малышей начинают активно приучать к суровой дисциплине.

Доныне основой воспитания на Востоке является культ «сыновней почтительности». В соответствии с национальными традициями, малышам прививают уважение к старшим и полную послушность. Но к методу «лозины» или «кнута» корейские или японские родители, в отличие от украинских, почти не прибегают. Они воспитывают детей на собственном примере.

Подобные подходы к воспитанию исповедуют и американке. Конечно, набить дома непослушный ребенок родителям никто не запрещает. Но если ребенок ненароком пожалеется на маму-папу в дитсадочку или школе, у них могут быть серьезные неприятности. Да и сами американцы считают телесные наказания тенью прошлого, а самым эффективным методом воспитания - разъяснительную беседу.

Один ребенок - хорошо, две -краще, а три... еще лучше!

Время идет, и подходы к воспитанию детей в разных странах постепенно изменяются. Но еще больше за последние годы изменилось именно понятие «семьи» и наше представление о ней. Например, в традиционно многодетных украинских семьях в настоящее время одно - максимум двое детворы. Да и дома с дитинкою все чаще остается не мама или бабушка, а папа.

Похожая ситуация в Японии. Там многодетные семьи остались далеко в прошлом. Причина, за которой японцы и украинцы ограничивают себя в проявлениях родительского инстинкта, одинакова: материальные условия. Например, в Японии среднее образование ребенка «потребляет» 30% всех семейных состояний, а более высокая - 45-70%.

Японские и украинские женщины начали все больше беспокоиться за свою карьеру и финансовую независимость от мужчин, а рождения ребенка воспринимают как значительное препятствие на профессиональном пути. И хотя в Японии (как, кстати, и в Украине) для беременных женщин предусмотрен отпуск в течение 6 недель до и 8 недель после рождения ребенка, молодые мамы не всегда могут ими воспользоваться. Их или нет кому заменить, или они просто боятся потерять свое рабочее место.

В последнее время тон в планировании семьи задают не вековые традиции, а политика государства. Поэтому и возникают в мире много парадоксов. Например, тогда как в Китае активно ведут борьбу с перенаселением, в соседней Корее государство всячески поддерживает многодетные семьи.
Украинских мам государство тоже поддерживает. Но пропри это социологи утверждают, что в 2050 году нас может остаться 35 миллионов. А потому задание нынешних мам и пап - воспитать своих потомков в традициях сохранения семьи и уважения к родителям, в любви к родным и близким, в желании быть украинцем и рожать украинцев. Ведь только так мы сможем сохранить традиции национального украинского воспитания. Иначе через несколько лет нам просто никого будет воспитывать.