«Никогда не разговаривайте с незнакомцами и не берите у них конфеты и игрушки!» - предупреждаем мы подрастающих детей. И обычно слышим в ответ удивленное: «А почему?» Это невинный вопрос часто смущает взрослых. Действительно, очень трудно объяснить малышу, что притягательный и обольстительный взрослый мир может быть враждебным и опасным для него. Стоит ли лишать его иллюзий, открывая глаза на неприятные стороны бытия? А главное - как и в каком возрасте следует начинать говорить об этом?
- Ребенок должен знать об угрозах, которые могут подстерегать ее за пределами родительских домов. Начинать такие разговоры следует из наиболее раннего возраста, в способ, который отвечает ее развитию, - считает психолог Киевского психологического центра Елена Самойлова. - Только что малыш научился разговаривать, он должен уметь назвать свой адрес, телефон, имена родителей. Объясните ему, что маленькие дети могут потеряться, потому необходимо знать, как вести себя в таком случае. А затем спокойно обсудите несколько неожиданных ситуаций, которые могут возникнуть. Например, если вам часто придется ездить в автобусе, троллейбусе, другом общественном транспорте, то может произойти так: родители успели выйти, а ребенок остался в салоне. Что делать? Обсудите с малышом четкие правила поведения. Или он должен выйти из транспорта на следующей остановке и там стоять, никого не слушая и ожидая маму с папочкой. Или подойти к кондуктору, водителю.
Некоторые родители советуют детям обращаться за помощью к любым взрослым, которые очутились рядом. Этот совет не всегда приемлем. Конечно, хорошо, если найдутся хорошие люди, которые помогут забредшему ребенку найти дорогу домой. Но где гарантия, что они не окажутся преступниками? Или просто, не зная достаточно хорошо город, направят ребенка не в тот бок и только ухудшат ее положение.
Поэтому лучше обратиться к должностным лицам. Уже в 5-6-летнем возрасте можно начинать рассказывать малышу о разных профессиях, показывая ему у метро дежурных и контролеров, в автобусе - кондуктора и водителя, на улицах - постовых милиционеров, сообщая об их функциях и обязанностях. Ребенок усвоит, что в непредвиденных ситуациях нужно обращаться именно к этим людям. В игровой, интересной форме составьте своеобразный сценарий ее действий в тех или тех затруднительных ситуациях, тогда в реальной жизни ей будет более легко с ними справиться.
Много родителей сознаются, что чувствуют серьезные трудности в воспитании детей, поскольку сегодняшние события переворачивают из ног на голову систему традиционных ценностей. Например, из детства нас учили уважать и слушаться старших, помогать старым и больным и тому подобное. Но всегда можно ли руководствоваться этими правилами сегодня? Ведь ребенку все, кто хоть старше ее, кажутся старыми, и она готова помочь каждому, кто попросит. Однако есть немало примеров того, как детей используют в порноиндустрии, наркобизнесе, вынуждают бродяжничать и попрошайничать. И руководят этими действиями именно взрослые, которых, в соответствии с традиционными понятиями, нужно уважать и слушаться.
Необходимо объяснить ребенку, что далеко не всегда следует отзываться по просьбе незнакомых людей. Например, если ее просят поднести или постеречь вещи несколько сильных, относительно молодых людей, она может отказаться и предложить им обратиться к взрослому. Другое дело, если старенькая бабушка попросит поднести сумку. Конечно, ей можно помочь, но при этом не заходить в незнакомый подъезд или квартиру. Не ходить в безлюдных местах с незнакомыми людьми, даже если они просят помощи. Объясните чудачества в поведении взрослых, на которых ребенок должен обратить внимание. Зачем незнакомому дяде или тете подходить и просить помощи у ребенка, если рядом есть взрослые? Рассказать, что есть люди, которые делают детям плохо (пока еще не следует вникать в подробности этого понятия), при том они кажутся хорошими. Поскольку малыш еще не умеет распознавать таких людей, то может смело говорить «ни» и отказываться от тех или других просьб и предложений взрослых. Это - не плохое воспитание и невежливость, а умная осмотрительность. Ребенок должен знать, что когда ей что-то угрожает, она может делать все что угодно: громко кричать, привлекая к себе общее внимание, драться, говорить неправду взрослым, которые пытаются причинить ей зло. Важна лишь ее безопасность, а не правила хорошего тона.
Чтобы не прибегать в сложные объяснения, некоторые родители применяют тактику запугивания. Змалечку втемяшивают малышу: «Если ты заговоришь с чужими людьми или пойдешь куда не следует, тебя украдут, отвезут в неизвестном направлении, а затем заведут на чердак, пообрезают уши, разобьют тебе нес, вырвут зубы и тому подобное». Результаты такого запугивания могут оказаться противоположными ожидаемым родителями: некоторые деть, часто слышав одни и те же страшилки, просто перестают на них реагировать, а у остальных возникает страх перед прочь всеми незнакомыми людьми, замкнутость, неконтактность. Возможно, такой человек и будет защищена, однако избавится от многих приятных возможностей, что дает общение.
- Полностью защитить детей от влияния улицы невозможно, да и ненужно, - продолжает Елена Самойлова. - Ведь очень много интересных и знаменательных событий происходят именно на улице. Здесь иногда находят друзей и любимых, работу. Карьера многих актеров начиналась с того, что на улице к ним обращались с сакраментальным вопросом: «Дивчинко (мальчику), хочешь сниматься в кино?» Именно на городских улицах тренеры иногда находят будущих звезд спорта, модельеры - знаменитых манекенщиц и тому подобное.
Поэтому ребенок должен знать, как ведут себя «правильные взрослые», которые действительно интересуются теми или другими ее чертами. Если подходят на улицах незнакомцы, которые отрекомендовываются рекрутами от агентств, тренерами, работниками телевидения и кино, они должны дать визитку, рекламный буклет с подробной информацией о себе или организацию, которую представляют. Как правило, сразу с собой не зовут, а предлагают позвонить по телефону или назначают время и место встречи. За законом, посторонние люди обязаны спросить разрешению у родителей несовершеннолетнего, прежде чем его приглашать.
Если же взрослый подходит к ребенку на улице и настойчиво зовет куда-то идти или ехать прямо сейчас, ничего не сообщая родителям, - то доверять ему не следует. Зная правильную модель поведения взрослых, ребенок научится анализировать действия незнакомых людей, а не просто слепо будет бояться каждого встречного.
По мнению специалистов, о том, что существует сексуальное насилие, нужно понемногу информировать уже из раннего детства. Не прибегая в детали, в доступной форме объяснить, чем для ребенка могут обернуться те или другие действия взрослых. После достижения ею 10-летнего возраста можно говорить о сексуальном насилии уже открытым текстом: не запугивая, а просто разговаривая. Для этого нужно, чтобы между родителями и ребенком существовали открытые, доверительные взаимоотношения. Ведь разговор о жестоком поведении, и особенно о сексуальных домогательствах, насилии, может быть сложной, длительной. Дайте ребенку возможность ставить вопрос и отвечайте на них, хоть бы какими деликатными они были. Необходимо касаться этих тем, чтобы защитить маленького человека. Объясните, что ее тело принадлежит лишь ей, и ребенок имеет право сказать «ни» каждому, кто хочет к ней притронуться; она не должна соглашаться делать то, что ей неприятно, хоть бы кому принадлежало такое предложение - однолеткам, взрослым, хорошим знакомым или посторонним.
Ребенок должен знать, что некоторые тайны беречь не нужно, и твердо осознать: если кто-то принуждает ее к непристойным действиям, запугивает или, напротив, делает дорогие подарки - об этом следует сообщить родителям или близким. Во всяком случае маленького человека не будут обвинять и не ругать за то, что с ней сделал взрослый. Напротив, ей будут всегда доверять и помогать во всем.
Конечно, все экстремальные ситуации не предусмотреть. Однако родители могут сделать очень много для того, чтобы предупредить детей об угрозе жестокого обращения с ними и научить, как этого избежать.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОСТОРОЖНОСТИ
среда, 22 октября 2008 г. | Автор: agru на 13:41
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий