Если ваш малыш слишком активен...

Практически каждому из нас в течение жизни приходилось видеть детей, которых называют гиперактивными. Они сразу бросаются в глаза - на улице, в транспорте, магазине, школе. Такие деть привлекают общее внимание своей непоседливостью, импульсной, неумением сосредоточиться. Они неудобны, раздражают, выводят из себя. Комментарии окружения в таких случаях очень традиционны: «Если бы это был мой, то я бы его...»; «Вот вам результат уседозволеності»; «Иметь распустила»; «Отец ни разу не полосовал». Родителям горько все это слышать - хто-хто, а они знают, сколько потрачено сил и какие методы использовались, чтобы их малыш научился хоть немного контролировать себя. Гиперактивный малыш - это непростое испытание и для семьи, и для окружения. Именно такие деть падают из свивальных столиков, выскакивают под колеса машин, пихают пальцы в розетки, перебрасывают кастрюли с кипятком, хватают чужую собаку за хвост, проваливаются в канализационные люки. А в школе - не могут сосредоточиться, вертятся, разговаривают, безобразничают, дерутся и вообще всячески усложняют жизнь педагогам и одноклассникам.

Причины детской гиперактивности


Однако то, что, на первый взгляд, может показаться плохим поведением, невоспитанностью или распущенностью, нередко бывает следствием серьезных нарушений в нервной системе ребенка. Есть разные мысли относительно причин детской гиперактивности. Это могут быть генетическая склонность, особенности функционирования головного мозга, родильные травмы, инфекционные болезни, которыми ребенок переболел в первые месяцы своей жизни. Нередко может идти речь о минимальной мозговой дисфункции (ММД) или о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДУГ), наличие которых может определить только невропатолог после проведения специальных диагностических исследований. Ведь родители не всегда способны адекватно оценить своего ребенка: одни могут просмотреть серьезную патологию, а другие, напротив, расценить как отклонения от нормы свойственны малышам-холерикам импульсная и любознательность.


Если идет речь все-таки о проблемах с нервной системой, то, независимо от этиологии, наилучшие результаты дает сочетание совместных усилий семьи, психологов, школьных педагогов, а также невропатологов, которые определят необходимое медикаментозное лечение. И все же основная нагрузка ложится на родителей, которых ожидают долгие годы настойчивой и последовательной работы со своим ребенком. Как правило, такие усилия вознаграждаются. Сложно, конечно, рассчитывать на то, что гиперактивный ребенок станет спокойным, послушным и ласковым. Однако полностью реально приспособиться к особенностям слишком подвижного малыша, научиться сотрудничать с ним и сделать его поведение более-менее приемлемым для окружающих.

Изменяем образ жизни семьи


Чтобы снять все сомнения и произвести правильную стратегию поведения, обязательно проконсультируйтесь с невропатологом и тщательным образом придерживайтесь его рекомендаций. Смиритесь с тем, что на долгие годы образ жизни семьи будет диктоваться интересами воспитания ребенка. Как можно меньше телевизора и компьютера, больше игр на свежем воздухе. Никаких семейных дрязг на повышенных тонах. Часы тишины, спокойные занятия, разумно организован досуг. Конечно, каждый ребенок нуждается во внимании, любви, беспокойстве и выделенном, только ей времени, но гиперактивному малышу всего этого необходимо вдвое больше.


Постарайтесь, чтобы ваш дом был комфортным для слишком активного ребенка: как можно меньше ковров, стекла и опасных безделушек. Но не создавайте «стерильного» пространства, вообще лишенного опасностей: если дома заклеены все розетки, то ребенок быстрее обратит на них внимание в гостях или садике.


Много родителей спешат отдать непоседливого малыша в спортивную секцию: набегает, мол, и не будет иметь сил на озорства дома. Однако не все так просто - физические и эмоциональные перегрузки могут только усложнить ситуацию. Поэтому, отдав малыша в спортивную секцию, внимательно проследите, как это отражается на состоянии его нервной системы. Весьма возможно, такому ребенку больше подойдут гимнастика и плавание, чем футбол или бокс. А может, определенное время придется ограничиться обычными подвижными играми под вашим контролем.

Учимся понимать слово «нельзя»


Сделайте все возможно, чтобы ввести вашего гиперактивного ребенка «в рамки». Четко размежуйте понятие «дома» и «вне дома». Количество суровых запрещений (и соответственно - наказаний) должно больше касаться поведения на людях. Договаривайтесь с малышом предварительно о правилах поведения. Чтобы ребенок привык к соблюдению запрещений, придется уменьшить их общее количество. Но те запрещения, которые касаются безопасности и уважения к окружающим, должны быть нерушимыми (нельзя выбегать на проезжую часть улицы, касаться электропроводов, бесцеремонно обращаться с взрослыми, прыгать по лужам рядом с прохожими но др.). Ребенок должен знать, что ваше «нельзя!!!» - железное, а его нарушение угрожает очень суровым наказанием. А вот с некоторыми мелкими озорствами, которые будет позволять себе ваш потомок дома, вполне можно смириться.


Очень вредно только корить и карать гиперактивного ребенка - вам это, конечно, поможет «разрядиться» и снять напряжение, но ребенку на пользу никоим образом не пойдет. Наказание может быть только одним из многих методов воспитания. Не забывайте также о разных способах поощрения.

К школе готовимся предварительно


Как можно больше внимания уделяйте тем занятиям и играм, которые содействуют развитию координации движений, мелкой моторики рук, внимания, умения концентрироваться (рисунки из серии «найди отличие»; раскрашивание, лепка, из пластилина, пазли, конструкторы но др.). При этом нет ни одного смысла принуждать гиперактивного ребенка делать все самостоятельно. От таких занятий будет польза, только если это станет общей, захватывающей для вас обоих делом.


Давайте четкие инструкции из выполнения заданий. Не перегружайте малыша, имейте в виду, что он просто не может удерживать внимание на одном виде работы. Занятие разбивайте на короткие, но частые периоды. В маленьких перерывах дайте ребенку возможность позабавиться в какую-то подвижную игру или просто побегать. Постепенно приучайте малышей к все более длительным периодам работы.


Храните покой - без выдержки успех невозможен! Если чувствуете, что можете вспыхнуть, возьмите паузу: выйдите из комнаты и постарайтесь возобновить самообладание и трезвое течение мыслей. Вспомните, что ничего не помешает вам любить своего малыша.


Постарайтесь быть доброжелательными, но неуступчивыми во время занятий. Не критикуйте ребенка, если у нее что-то не выходит, не учитывайте на пустяке. Помните: результатом должна быть не красивая аппликация, а то, что малыш на время смог сконцентрироваться, научился побеждать себя, прилагал усилия, пытался. Создавайте оптимистичное настроение: «У тебя все выйдет»; «Попробуй еще раз»; «А если сделать так...» По поступь работы сразу хвалите ребенка за промежуточные успехи.

В первом классе учимся вместе


Поговорите с первым учителем сына или дочки. Очень важно, чтобы педагог понял: у вашего ребенка временные проблемы с нервной системой. Спокойно расскажите о вашей стратегии воспитание, успехи и неудачи. Постарайтесь заручиться поддержкой и найти союзника в ваших усилиях.


Смиритесь с тем, что первоклассник сначала будет чувствовать значительные трудности. Будьте готовые до того, что он может пропускать буквы, не дописывать слово и предложение, делать ошибки в самых простых арифметических примерах. Помните, что это происходит не через слабый интеллект или желание донять вас, а в результате неумения концентрироваться. Ребенок не виноват в том, что у нее что-то не выходит. И кто же ей поможет, если не вы?


Когда она выполняет домашние задания, найдите возможность на определенное время освободиться от кухни или телевизора и просто спокойно посидите в той же комнате с каким-то делом, которую не трудно отложить (в’язання, вышивка). Самой своим присутствием вы организуете малыша и создаете условия, в которых вам будет легко прийти ему на помощь. Перед выполнением уроков можно повторить с ребенком таблицу умножения или потренуватися на черновике писать новую букву. А вот именно задание пусть она выполняет уже самостоятельно. Прежде чем малыш будет учить наизусть стихотворение, убедитесь, что он правильно читает слова и понимает общее содержание - через невнимательность он мог не услышать объяснений учителя.


Находите всевозможные способы выражения любви к своему непростому ребенку. Говорите слова любви и поощрения, как можно чаще используйте прикасания - целуйте, гладьте по председателю, попліскуйте по плечу, обнимайте и прижимайте к себе.